Отзыв о летнем чтении

Отзыв о летнем чтении

Свою первую книжку я прочитал в 6 лет. Родители очень обрадовались когда узнали то я научился читать. Они покупали мне много книжек. Они все мне очень нравились.
 1. А.Сент-Экзюпери
"Маленький принц"
Впервые автор прочитал свою первую книжку о том, как удав глотает свою жертву. Он нарисовал как снаружи выглядит удав съевший слона и показал это взрослым, но все говорили что это шляпа. Тогда он нарисовал удава изнутри и снова показал рисунок взрослым, но они посоветовали ему бросить эту чушь и побольше заниматься географией, чистописанием, историей и арифметикой. Так разрушилась его мечта стать художником и вместо этого он стал лётчиком. Когда он вырос он продолжил показывать этот рисунок взрослым которые казались ему понятливее других, но и они говорили что это шляпа. Так он и жил, нескем ему было поговорить по душам об удавах, джунглях и звёздах. Пока однажды не встретил Маленького прнца. Это произошло в пустыне Сахаре. Автор должен был либо погибнуть либо починить мотор самолета, так как воды оставалось всего на неделю. На следующее утро его разбудил голос маленького мальчика с золотыми, кудрявыми волосами, который не пойми как оказался в пустыне. Он попросил автора нарисовать ему барашка. Как оказалось он был с астероида "В-612".Планета Маленького принца была очень мала. Он каждый день приводил свою планету в порядок прочищал три вулкана один потухший и два действующих. И выпалывал ростки баобабов. Автор не понимал зачем он это делает, но потом догадался и нарисовал планету лентяя. Маленькому принцу было одиноко на своей планете. Он очень любил смотреть на закат и любовался им по несколько раз в день. Но потом на его планету попала роза. Она была гордая, обидчивая и простодушная, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной. И вот он отравился в путешествие и только тогда они призналась ему что любит его.Маленький  принц побывал на шести астероидах и одной планете. На первом жил король, на второй честолюбец, на третьей пьяница, на четвёртой деловой человек, на пятой фонарщик, на шестой географ. Седьмой была земля. Там было 101 король, 7000 географов, 900000 дельцов, 7500000 пьяниц и 311000000 честолюбцев, всего около 200000000 взрослых. На земле он познакомился со змеей, лисом и автором. Лис научил его дружить. И тогда он решил вернуться к своей розе. Змея помогла ему вернутся обратно на астероид. А автор нарисовал ему барашка в коробке и намордник.В итоге Маленький принц попал домой, а автор починил мотор и вернулся домой где его встретили товарищи.
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион на улице Пейра, 8 у графа Жана-Марка Сент-Экзюпери (1863-1904), который был страховым инспектором, и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Семья происходила из старинного рода перигорских дворян. Антуан (его домашним прозвищем было „Тонио“) был третьим из пятерых детей, у него было две старших сестры — Мари-Мадлен „Бише“ (род. в 1897) и Симона „Моно“ (род. в 1898), — младший брат Франсуа (род. в 1902) и младшая сестра Габриэла „Диди“ (род. в 1904). Ранее детство детей Экзюпери прошло в усадьбе Сен-Морис де Реманс в департаменте Эн, но в 1904 году, когда Антуану было 4 года, отец скончался от кровоизлияния в мозг, после чего Мари вместе с детьми переехала в Лион.
Мне понравился рассказ потому что хоть кто-то понял рисунок автора.


Г.Х.Андерсен
"Русалочка"
В самом глубоком месте океана, находится дворец подводного царя Нептуна. Он уже давно овдовел и в дворце хозяйничает его мать достойная и умная женщина. Она очень любит своих 6-ых внучек принцесс, но больше всех ей нравится самая младшая тихая и задумчивая. Она любит только свой садик с ярко красными цветами и мраморной статуей прекрасного мальчика упавшей с погибшего корабля.По закону русалок, они могут подниматься на поверхность в своё 16-тилетие.  Русалочка вынырнула самой последней из своих сестёр. Она выплыла недалеко от корабля на котором играла музыка. Когда она подплыла поближе, она увидела много нарядных людей и среди них она увидела принца с большими чёрными глазами, похожего на статую в её садике. Они отмечали его шестнадцатилетие.Вечером начался шторм. Корабль принца потерпел крушение. Принц чуть не утонул, но русалочка его спасла. Она подплыла к саду в котором стоял белый дом похожий на монастырь. Она долго любовалась принцем, но потом выбежали люди и ей пришлось уплыть. А принц даже не догадывался о том
кто его спас.Она рассказывает всё сёстрам и они показывают ей дорогу к замку, после чего она каждый день приплывает к замку и любуется принцем. И слушает разговоры рыбаков о том, какой он хороший и радуются что он вернулся.Русалочка спрашивает у своей бабушки о людях. Она рассказывает что люди живут всего век и после смерти их душа улетает на небеса, а чтобы у русалки душа стала бессмертной надо чтобы человек полюбил её и их обвенчал священник. Но этого не случится так как для людей рыбий хвост это уродство.Но русалочка хочет быть с принцем и отправляется к ведьме. Та даёт ей зелье в обмен на голос русалочки. Та соглашается. Потом он выпивает зелье и у неё вместо хвоста вырастают ноги. Её находит принц. Он отводит её в замок и он хочет на ней женится, но не может так как к ним приплывает другая принцесса на которой он должен жениться и в итоге они женятся. На кануне свадьбы сестры приносят ей клинок которым она должна поразить принца в сердце и тогда она превратится в русалку но она этого не делает и превращается  морскую пену.
Мне не понравился рассказ потому что русалочка умерла.
Г.Х.Андерсен
"Огниво"
Шел после службы солдат. Навстречу ему ведьма она ему говорит чтобы он влез в дерево и принес огниво. Всего было 3 комнаты. В первой были медяки, во второй серебро, в третьей золото, но эти комнаты охраняли собаки первую собака с глазами  величиной с тарелку, вторую величиной с мельничные колёса, третью величиной с башни. Когда солдат набрал золото и взял огниво ведьма его вытянула. Он просил у неё зачем ей нужно огниво , но она не сказала и он отрубил ей голову. Когда он вернулся в город он стал богачом, ходил в дорогих костюмах, жил в дорогом номере и давал деньги бедным. Но вот деньги кончились. Он стал ходить в бедной одежде, перебрался в каморку на чердаке. один раз он захотел зажечь свечку и достал ведьмино огниво стукнул и перед ним возникла первая собака. и он понял секрет огнива и опять стал богачом. Ему захотелось увидеть принцессу и он приказал собаке принести её на минуту она принесла её и он её поцеловал. Утром за обедом она все рассказала родителям. Они приказали служанке проверить правда ли это. Она проследила за собакой и поставила крест на воротах дома. Собака ка увидела это и поставила крест на воротах всех домов в городе и они не нашли солдата, но королева придумала хитрость, прицепила мешок муки к принцессе и они нашли солдата. Они хотели его повесить но он попросил последнюю просьбу и король согласился он стукнул огнивом и появилась собака кто рая убила всю стразу и короля с королевой. Они поженились и жили долго и счастливо.
Мне понравился этот рассказ потому что в нём солдат стал счастливым.     

Г.Х.Андерсен
"Принцесса на горошине"
Жил один принц. Он хотел выйти замуж за настоящую принцессу. Но он так и не нашёл настоящую принцессу. И вот однажды в ворота замка постучали. Король пошёл открывать ворота и когда открыл увидел принцессу. Вода с её волос стекала ручьём, а она утверждала что она настоящая принцесса. Королева решила проверить это. Она положила на голые доски горошину, накрыла её 20-ю тюфяками и  20-ю перинами из гагачьего пуха. Утром она спросила у принцессы как ей спалось она сказала что ужасно. Тело её было всё в синяках. И тут все поняли что перед ними настоящая принцесса. Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782—1816), был бедным башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833) была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных.
Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены.
Мне понравился этот рассказ потому что принц нашёл настоящую принцессу. 
М.Ю.Лермонтов
"Мцыри"
Всё происходит в Грузии. Один генерал вёз пленного мальчика из гор в Тифлису вёз пленного мальчика. Поняв что он не доживёт до Тифлиси он оставляет его в мужском монастыре под названием Мцхете. Они его крестят, вылечивают и воспитывают его в истинно христианской вере.  Вскоре он забывает родной язык, выучивает грузинский и привыкает к плену. И вот во время торжественного дня  он исчезает и в течении трёх дней они его ищут. Но безрезультатно. Потом его без сознания находят посторонние люди. Поняв по прическе что он монах они относят его в обитель. Священники устраивают ему допрос. Они пробуют его покормить его но он отказывается и они понимают что он торопит свою кончину. Тогда они приводят того самого священника который окрестил его и выходил. Он хочет чтобы перед кончиной он отпустил все грехи. Но он не раскаивается в дерзком поступке, а наоборот гордится. Потому что на воле он жил в союзе с природой и его предки были зоркие ка орлы, мудрые как змеи, сильные как горные барсы. Ощущение воли возвращает ему воспоминания о родном ауле, родных братьях, сёстрах, о родном наречии и союзе с дикой природой. Только один грех тяготит его душу, грех клятвопреступления. Ведь он давно пообещал себе что выберется отсюда и вот он в правильном направлении движется но попадает обратно к монастырю. Жизнь в плену погасила его "луч-путеводитель". Без которого ни кавказовец ни зверь выжить не могут. Его последняя просьба чтобы они похоронили его с той стороны сада с которой виден кавказ.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3  октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
Мне не понравился рассказ потому то главный герой умер. 

А.С.Пушкин
"Дубровский"
В одном поместье Покровское живет богатый и знатных барин Кирилла Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Они вместе служили и оба были вдовцы. У Кирилла Петровича была дочь Маша, у Дубровского есть сын Владимир, который служит в Петербурге. Троекуров хочет их женить. Неожиданная ссора сорит друзей, а гордое и независимое поведение ещё больше ссорит их. Чтобы отомстить он решает отобрать у Дубровского имение и призывает для этого судью Шабашкина. Они призывают его в суд   для решения дела. В суде говорят что теперь имение Дубровского принадлежит Троекурову. На него находит припадок безумия. Здоровье Дубровского ухудшается и старуха Егоровна отправляет письмо Владимиру. Тот выпрашивает отпуск, по дороге кучер ему всё рассказывает. Мучимый совестью Троекуров приезжает мириться и Дубровский умирает от паралича. Владимир его прогоняет. После похорон Дубровского приезжают чиновники чтобы оформить дом на Троекурова. Жители хотят с ними расправиться, но Владимир их останавливает. Ночью Владимир застаёт кузнеца Архипа и говорит ему вывести всех людей и оставить двери открытыми, но он ослушивается приказа и запирает двери и чиновники погибают. А они уходят в лес. На Владимира ложится подозрение в поджоге и убийстве и Троекуров посылает письмо в губернию. Но тут другое событие отвлекает их в губернии появляются разбойники И они думают что главарь это Владимир. Троекуров для своего сына Саши выписывает из Москвы выписывает учителя французкого языка. Он влюбляется в Машу, но она не обращает на него внимания. Тогда с ним проделывают шутку с медведем, но он убивает его. Тогда Маша обращает на него внимание. Это их сближает и они влюбляются в друг друга. В день храмового приздника в дом Троекурова съезжаются гости. Речь заходит о Владимире. Антон Пафнутьич Спицан признается что он дал в суде ложные показания против Дубровского. Одна дама сообщила что приказчика ограбил Владимир, а потом приехал к ней как старый сослуживец её мужа. Праздник оканчивается баллом. После балла Спыцын просит у Дефоржа переночевать у него он соглашается ночью он чувствует как кто-то пытается украсть у него деньги. Открыв глаза он видит Дефоржа, а тот говорит сто он Дубровский. На станции Владимир встретил учителя и дал ему 100000 рублей в замен на бумаги. Так он у попал в дом к Троекурову. Когда разъехались все гости он передаёт Маше записку в которой просит о свидании. Он ей во всём признаётся и уходит с просьбой о следующем свидании. Возвращается один князь во свои владения и наносит визит Троекурову. Тот с дочерью наносят ответный визит. Маша сидит в своей комнате и вышивает. Вдруг в её окно протягивается рука и кладет письмо на подоконник , её вызывают к отцу и он сообщает ей что она с князем скоро поженятся. Она вспоминает о записке в которой говорится о том что она должна в 10 часов прийти на тоже место. Она приходит и Дубровский говорит  ей что если она согласна выйти за него то она должна положить кольцо в дупло того дерева которое растёт рядом с беседкой, но её запирают в комнате. Тогда она просит Сашу положить кольцо в дупло. Но кольцо крадёт какой то мальчик его ловит садовник. Они показывают его Троекурову. Дубровский опаздывает и они женятся. А Троекуров выслеживает Дубровского и отправляет туда гвардию. Но разбойники их выгоняют. А Дубровский уходит.
Мне не понравился рассказ потому что в нём Дубровский остался без отца и не смог поженится на любимом человеке.

А.С.Пушкин
"Барышня крестьянка"
В Тугилове живёт гвардеец Иван Петрович Берестов.Он давно овдовел и никуда не выезжал. Все соседи его любили кроме одного Григория Иваноича Муромского. И Муромского дом на английский манер, а Берестов критиковал его. У Берестова есть сын Алексей. Он часто приезжает к отчу и местные барышни заинтересованы им, но больше всех дочь Муромского Лиза. У неё есть прислужница, крепостная девушка Настя. Она направляется в Тугилово к родным и Лиза просит её рассмотреть Алексея. Та рассказывает ей о нём что он хорош, статен и румян. Лиза захотела повидаться с Алексеем и наряжается крестьянкой. В роще на неё набрасывается собака, но Алекссей отгоняет собаку и успокаивает Лизу. Себя она выдаёт за дочь кузнеца Акулину. Он влюбляется в Лизу и говорит ей что завтра посетит её, но она говорит что она завтра сюда придёт. Она боится что выдаст себя и говорит ему чтобы он не искал её в деревне и не искал с ней встречи кроме тех что она сама назначит. Он соглашается. В лесу Муромский встречает Берескова и они мирятся. В результате того что Муромский упал с лошади и он говорит Берестову что он с сынам придёт к ним на ужин. Лиза решает в день приёма гостей напедрича и Алексей не узнаёт её. Они решают поженить детей но Алексей не хочет этого и мечтает выйти за крестьянку. Но потом  узнаёт в Лизе крестьянку и они женятся. Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня1799, Москва — 29 января (10 февраля1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта[4][5]. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка[K 1].
Мне понравился рассказ потому что в нём все стали счастливыми.  
В.Короленко
"Дети подземелья"
Мать главного героя Васи умерла когда ему было 6 лет. Отец очень горевал и любил лишь свою дочь напоминающую его жену. А он рос без любви и заботы. Местечко где живёт Вася называется Княж-Городок. Город был окружён прудами. На одном острове был замок который внушал ужас жителям городка. В развалинах замка жили нищие но их оттуда выгнали и у Васи от жалости сжималось сердце. Главарём был Тыбурций Драб. В его глазах проявлялось проницательность и ум. Иногда при нём видели 2-ух детей:мальчик лет 7-и и девочка лет 3-х. Однажды Вася с друзьями забираются в замок но убегают увидев "чертей". Так он и познакомился с Валеком и Марусей. Потом они отводят его в свой дом, подземелье. Вася часто ходил к ним. Маруся была одного возраста с сестрой Васи, но она была худой, бледной и грустной. Валек говорит сто серый камень высосал из неё жизнь. Вася сомневается в своём отце, но Валек говорит что он хороший и не побоялся осудить графа. И Вася начинает смотреть на отца по другому. О дружбе Валека с Васей узнаёт Тыбурций. Он против их дружбы но всё же он разрешает ему ходить к ним. Вася понимает что они живут за счёт воровства но он не считает это призренным, ему наоборот их ещё больше жалко. Марусе стало совсем плохо и Вася стал носить ей игрушки. Потом он уговорил свою сестру отдать куклу подаренную покойной матерью и она соглашается. Кукла сделала почти чудо. Маруся стала ходить и повеселела. Дома обнаружили пропажу и наказали Васю. Ему нельзя было выходить из дома. Потом Васю заставляют признаться в воровстве, но приходит Тыбурций и говорит отцу Васи всё как есть. А Васе говорит что Маруся умерла. Вася приходит и в последний раз видит Марусю живой.
Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.
Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (19001902, с 1918).
Мне понравился рассказ потому что в нём отец полюбил Васю.

А.Беляев
"Человек-амфибия"
Шхуна "Медуза" стояла на якоре у берегов Аргентины. На палубе спали ловцы жемчуга. Часовым был Бальтазар, индеец из племени араукана. Первым помощником капитана и владельца шхуны Педро Зутира. Бальтазар в молодости был известным ловцом жемчуга. Постарев он стал работать но Зутиру и открыл лавку морских редкостей. Вдруг Бальтазар услышал музыкальный звук. Рыбаки и ловцы жемчуга всполошились, это был морской дьявол. Он уже давно терроризировал побережье, помогая одним и нанося вред другим. Он подшучивал над рыбаками, резал сети и подбрасывал рыбу в лодки бедным. Учёные не моглы выяснить кто это так как его никто не видел. Зутира в нега не верил. На следующее утро обнаружилось, что верёвки к которым были привязаны шлюпки отрезаны. Позже они все увидели морского дьявола. Он был верхом на дельфине, с чешуёй, огромными глазами и огромными глазами. Он трубил в большую раковину.Зутира решил его поймать. Морской дьявол появился только через три недели. Зутира поймал его, но он порезал проволоку. Зутира расставил ловушки по всему заливу. Но морской дьявол больше не появлялся. Тогда он купил 2 водолазных костюма и они с Бальтазаром нашли пещеру с железной дверью со сложным замком. Порыскав по округе он нашёл стену за которой жил доктор Сальватор. В Боунос-Айресе он узнал что Сальвотор очень выдающийся доктор. Во время империалестической войны он служил во Французском флоте и делал операции в основном на череп. Потом вернулся в Аргентину где занялся наукой. Он принимает только индейцев которые считают его богом. Однажды к Сальватору пришел индеец Кристо с больной внучкой. После того как он вылечил его внучку Кристо решил служить ему и он его принял. Он работал в саду где было очень много странных животных. И в этом саду было много негров которые никогда не говорили. Сальватор отправился в Анды за новыми животными для опытов. Он взял с собой Кристо. Тот перед отъездом отпросился повидаться с внучкой на самом деле он пошёл к брату Бальтазару. Они придумали план что по дороге на них нападут, а Кристо его спасёт. И тем самым завоюет его доверие. План удался. Вернувшись Сальватор показал Кристо морского дьявола которого зовут Ихтиандр. Он сделал его слугой Ихтиандра. Ихтиандр мог жить под водой благодаря жабрам акулы. Почти всё время он проводи в океане, плавая со своим другом дельфином Лидингом. Однажды он спас девушку. Когда она очнулась он уплыл чтобы не напугать её. Потом пришёл человек и сказал ей что это он спас её. На суше Ихтиандр мог проводить от 3-х до 4-х дней. Кристо должен был следить чтобы Ихтиандр несколько раз в неделю спал но обычной кровати, а не в бассейне. Он получал неплохое, но слишком одностороннее образование. А в вопросах повседневной жизни разбирался хуже 5-ти летнего ребёнка. Когда Сальватор уехал. Кристо выманил Ихтиандра  в город, но он ему не понравился. Тогда они зашли к брату Кристо. Пока они говорили в соседней комнате пришла Гуттиэре. Ихтиандр узнал её и убежал. Потом он сам пришёл к лавке сам. На берегу он увидел Гуттиэре. Она передавала жемчужное ожерелье  Ольсену, но оно соскользнуло и упало в воду. Тогда Ихтиандр достал его. Так они и познакомились. Однажды его ранил охотник когда он спасал Дидинга. Он вернулся и Кристо обнаружил родимое пятно на плече. Несмотря на рану  он решил пойти на свидание с Гуттиэре. Когда они говорили к ним подъехал Зутира. Ихтиандр началзадыхаться и бросился в море. Она подумала что он умер. Дома Бальтазар спросил у Гутиэре не передумала ли она над предложением Зутиры но она ответила нет. Ихтиандр много дней пробыл в море и вот однажды он наткнулся на лодку Ольсена. От него он узнал, что Ольсен не жених Гиттиэре, а Зутира насильно увёз её в свою гасиенду "Долорес". И Ихтиандр решил отправиться за ней. Пол пути он проделал по реке. Потом путь предстоял по суше. По дороге он встретил полицейского. Он его арестовал из-за его мятого костюма который показался полицейскому подозрительным. Когда они дошли до моста Ихтиандр прыгнул в озеро и пока полиция его разыскивала он ушёл. Оказавшись у окна комнаты Гуттиэре, Ихтиандра увидел Зутира. Он ударил его по голове лопатой и выбросил в пруд. Гуттиэре услышав шум в саду вышла посмотреть сто там такое. Она увидела кровавый след который привёл её к озеру. Там она увидела Ихтиандра. Он признался что он морской дьявол. А Зутира который подслушивал понял что теперь морской дьявол в его руках. Он пригрозил что сдаст Ихтиандра в полицию, но Гуттиэре уговорила его чтобы он этого не делал. Тогда он сказал что на шхуне довезёт его до океана и там выпустит. Но вместо этого он запер его в трюме. Тем временем между Кристо и Бальтазаром состоялся важный разговор. О том что на самом деле морской дьявол. Когда Сальватор вернулся Кристо сообщил ему что Ихтиандр пропал.  Тот бросился его спасать на подводной лодке. Утром Зутира вывел Ихтиандра на палубу. Ему было плохо, ведь он не мог жить без свежей воды и ему приходилось жить в бочке из под солонины. Зутира заковал его не цепь и отправил искать жемчуг. Улов поразил Зутиру, но тот захотел ещё. Он побоялся выпускать его в море без цепи и он решил чтобы Гуттиэре его уговорила, но та отказалась. Между тем команда узнала что на борту находится морской дьявол и решили убить Зутиру, но когда они увидели что к короблю подплывает подводная лодка они решили дождаться следующего раза. Пока Сальватор обыскивал шхуну, Ихтианд обыскивал потонувший корабль. И когда он вернулся и никого не обнаружил, он решил уплыть. Бальтазар подал на Сальватора в суд. Тот в свою очередь сказал что человек не совершенен и хотел его усовершенствовать. Их с Ихтиандром посадили в тюрьму и придвинули к Ихтиандру опеку. Опекуном оказался Зутира. Смотритель тюрьмы был многим обязан Сальватору и тот помог Ихтиандру бежать. В итоге Ихтиандр сбежал, Сальватор отсидел 2 года и продолжил свои исследования, а Ольсен и Гуттиэре поженились.
Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев (4 (16) марта 1884 — 6 января 1942[1]) — русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют русским «Жюлем Верном»[2].
Мне понравился рассказ потому что в нём много приключений.

Н.В.Гогол   "Вечера на хуторе близ Диканьки На Сорочинскую ярмарку съехалось много народу За одним из возов, гружённым не только пенькою и мешками с пшеницей сверху того здесь сидят чернобровая девочка и ее злая мачеха, бредёт истомлённый жарою хозяин, Солопий Черевик. Едва въехав на  мост, воз привлекает внимание местных парубков, и один из них, одетый пощеголеватее прочих,  затевает перебранку с  мачехой. Однако, прибыв к куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевик с дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмарке отведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верные приметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимается с давешним парубком, возвращает его к прежней беспечности. Впрочем, находчивый парубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведёт Черевика в палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено. Однако по возвращении Черевика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстно берётся ему помочь.Вскоре на ярмарке случилось странное происшествие: появилась красная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся прежде провести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей, а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своим поповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякой домашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках. По просьбе Черевика кум рассказывает историю красной свитки — как за какую-то провинность был изгнан из пекла черт, как пьянствовал он с горя, угнездившись в сарае под горой, пропил в шинке все, что имел, и заложил красную свитку свою, пригрозив прийти за нею через год. Жадный шинкарь позабыл о сроке и продал видную свитку какому-то проезжему пану, а когда явился черт, то прикинулся, будто в глаза его раньше не видал. Черт ушёл, но вечерняя молитва шинкаря была прервана явившимися вдруг во всех окнах свиными рылами. Страшные свиньи, на ногах, длинных, как ходули, угощали его плетьми, пока тот не признался в обмане. Однако свитки вернуть было нельзя: пана по дороге ограбил цыган, свитку продал и та снова привезла ее на Сорочинскую ярмарку, но торговля ей не задалась. Смекнув, что дело в свитке, она бросила ее в огонь, но свитка не сгорела, и перекупка подсунула чёртов подарок на чужой воз. Новый владелец избавился от свитки, лишь когда, перекрестившись, порубил ее на части, разбросал вокруг и уехал. Но с той поры ежегодно во время ярмарки черт с свиною личиною ищет куски своей свитки, и теперь только левого рукава недостаёт ему. В этом месте рассказа, неоднократно прерывавшегося странными звуками, разбилось окно, и страшная свиная рожа выставилась.В хате все смешалось: попович с громом и треском упал, кум пополз под подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без сил упал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть и полнится страшными слухами о красной свитке, шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки, ворча ведёт кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава и бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в краже собственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся ему чертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю, и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольников и отправляет Солопия домой, где ждёт его не только чудно обретённая кобыла, но и покупщики ее и пшеницы. И хотя неистовая мачеха пытается помешать весёлой свадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общая радость, а один только хмель.

Дьячок Фома Григорьевеч рассказывал эту быль много раз. некий панич в гороховом кафтане успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ это настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.История, услышанная дьячком от собственного деда славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда самым бедным хутором. Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк,  дьявол в человеческом образе. В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся и безвинная кровь брызнула ему в очи. Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата. Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая. Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам, а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.

Тихим и ясным вечером, когда девушки и парубки собираются в кружок и поют песни, молодой козак Левко, сын сельского главы, подойдя к одной из хат, песней вызывает ясноокую Ганну. Но не сразу выходит робкая Ганна, боится она и зависти девушек, и дерзости парубков, и материнской строгости, и ещё чего-то неясного. Нечем Лёвке утешить красавицу: отец его снова притворялся глухим, когда заговаривал он о женитьбе. Сидя на пороге хаты, спрашивает Ганна о доме с забитыми ставнями, что отражается в тёмной воде пруда. Левко рассказывает, как живший там сотник с дочкой, ясною панночкой, женился, но невзлюбила мачеха панночку, изводила ее, мучила и заставила сотника выгнать дочь из дому. Бросилась панночка с высокого берега в воду, стала главною над утопленницами и однажды утащила мачеху-ведьму в воду, но та сама обратилась в утопленницу и тем избегла наказания. А на месте того дома собираются строить Винницу, для чего и приехал нынче винокур. Тут Левко распрощался с Ганною, услышав возвращавшихся парубков.
Изрядно подгулявший Каленик  кроя на чем свет стоит сельского главу, косвенными шагами, не без помощи лукавых девочек, ищет свою хату. Левко же, распрощавшись с товарищами, возвращается и видит Ганну, говорящую о нем, Лёвке, с кем-то неразличимым в темноте. Незнакомец бранит Лёвка, предлагая Ганне свою, более серьёзную любовь. Неожиданное появление проказливых парубков и ясной луны открывает разгневанному Лёвке, что незнакомец этот — отец его. Спугнув главу, он подговаривает парубков проучить его. Сам же глава о котором известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чем любит при случае поминать, сейчас крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы, уже беседует в хате с винокуром, когда ввалившийся Каленик, беспрестанно браня голову, засыпает на лавке. Питая все возрастающий гнев хозяина, в хату, разбив стекло, влетает камень, и винокур уместным рассказом о тёще своей останавливает проклятия, закипающие на устах головы. Но оскорбительные слова песни за окном вынуждают главу к действиям.Пойман и брошен в тёмную комору зачинщик в чёрном вывороченном тулупе, а голова с винокуром и десятским отправляются к писарю, чтобы, изловив буянов, сей же час резолюцию им всем учинить. Однако писарь сам уж изловил такого же сорванца и водворил его в сарай. Оспаривая друг у друга честь этой поимки, писарь и глава прежде в коморке, а затем и в сарае находят свояченицу, которую хотят уже и сжечь, сочтя чёртом. Когда новый пленник в вывороченном тулупе оказывается Калеником, голова впадает в бешенство, снаряжает оробевших десятских непременно изловить зачинщика, суля немилосердную расправу за нерадение.Об эту пору Левко в чёрном своём тулупе и с измазанным сажею лицом, подойдя к старому дому у пруда, борется с овладевающей им дремотой. Глядя на отражение господского дома, замечает он, что окно в нем отворилось, и мрачных ставней вовсе нет. Он запел песню, и затворившееся было окно вновь открылось, и показалась в нем ясная панночка. Плача, жалуется она на укрывшуюся мачеху и сулит Лёвку награду, если он найдет ведьму среди утопленниц. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны, но затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву и в глазах ее мелькает злоба, Ведьма! — говорит Левко, и панночка, смеясь, подаёт ему записку для головы. Тут проснувшегося Лёвку, что держит-таки в руке клочок бумаги и клянёт свою неграмотность, хватают десятские с главою. Левко подаёт записку, что оказывается писаною комиссаром, отставным поручиком Козьмой Дергачом-Дришпановским и содержит среди возбранений голове приказ женить Лёвка Макогоненка на Ганне Петрыченковой, а также починить мосты по столбовой дороге и другие важные поручения. На вопросы обомлевшего головы Левко придумывает историю встречи с комиссаром, посулившим якобы заехать к голове на обед. Ободрённый такою честью голова сулит Лёвке помимо нагайки назавтра и свадьбу, заводит свои вечные рассказы про царицу Екатерину, а Левко убегает к известной хате и, перекрестив в окошке спящую Ганну, возвращается домой, в отличие от пьяного Каленика, что все ещё ищет и не может найти своей хаты.

Быль эта начинается с сетований Фомы Григорьевича на тех слушательниц, что выпытывают у него яку-нибудь страховинну казочку, а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем, однако, он приступает к истории, что случилась с его дедом, коего вельможный гетьман послал с какой-то грамотой к царице. Дед, простившись с женой и малыми детьми, уж наутро был в Конотопе, где о ту пору случилась ярмарка. Дед с зашитою в шапку грамотой пошёл приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них попойка завелась, что дед вскоре забыл о деле своём. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним ещё одним гулякою.
Запорожец, потчуя приятелей диковинными историями весь вечер, к ночи притих, оробел и наконец открылся, что продал душу нечистому и этою ночью срок расплаты. Дед обещался не спать ночи, чтоб помочь запорожцу. Заволокло все мраком, и путешественники принуждены были остановиться в ближайшем шинке, где все уж спало. Уснули вскоре и оба дедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул в одиночку. Как мог, боролся дед со сном: и осмотрел все возы, и проведал коней, и закурил люльку — но ничто, и даже почудившиеся ему под соседним возом рога не могли его взбодрить. Он проснулся поздним утром и не нашёл  запорожца, пропали и кони, но, что хуже всего, пропала дедова шапка с грамотой и деньгами, которою вчера поменялся дед с запорожцем на время. И бранил дед черта, и просил совета у бывших в шинке чумаков — все без толку. Спасибо шинкарю, за пять злотых указал он деду, где сыскать черта, чтоб вытребовать у него обратно грамоту.
Глухою ночью направился дед в лес и пошёл по еле заметной дорожке, указанной шинкарем. Как и предупреждал он, все в лесу стучало, ибо цыгане, вышедши из нор своих, ковали железо. Миновав все указанные приметы, дед вышел к огню, вокруг коего сидели страшные рожи. Сел и дед. Долго молчали, пока дед не принялся наудачу рассказывать своё дело. «Рожи и уши наставили, и лапы протянули». Дед кинул все свои деньги, земля задрожала, и он очутился чуть не в самом пекле. Ведьмы, чудища, черти — все вокруг отплясывало «какого-то чертовского трепака». Вдруг он оказался за столом, ломившимся от еды, но все куски, что он брал, попадали в чужие рты. Раздосадованный дед, забыв страх, принялся браниться. Все захохотали, и одна из ведьм предложила ему трижды сыграть в дурака: выиграет — его шапка, проиграет — и света Божьего не увидит. Оба раза остался дурнем дед, хоть во второй и сам раздавал карты и были они поначалу совсем неплохи. Догадался он в третий раз потихоньку под столом карты перекрестить — и выиграл. Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовское собрание святым крестом. Загремели пред ним лишь конские кости. Заплакал было дед, да черти дали ему другого коня, что понёс его через провалы и болота, над пропастями и крутизной страшной. Не удержался и сорвался дед, а очнулся на крыше своей же хаты, весь в крови, но целый. В доме кинулись к нему испуганные дети, указывая на мать, что спящая подпрыгивала, сидя на лавке. Дед разбудил жену, которой снилась сущая чертовщина, и, решив вскоре освятить хату, немедля отправился к царице. Там, навидавшись диковин, он забыл на время и о чертях. Да, видно, в отместку, что помешкал он хату освятить, долго после, ровно через каждый год, и именно в то самое время, жена его против воли пускалась в пляс.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Девочки и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету. Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату, а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец, Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, которые носит царица. Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает глава, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре залезть и главе, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вслед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, которые сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя в Петербург, прямо к царице.
Найдя в ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, несёт один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит главу, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив их он почитает за благо отправиться восвояси.
В селе в это время диканьские бабы посреди улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночью, а не найдя утром в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца и без черевиков. Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви нарисовал черта, да такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на которую съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдуна замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора между Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, если бы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Боясь своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чья гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке делает он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает  гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.
За Киевом же показалось неслыханное чудо: вдруг стало видно далеко во все концы света — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы не направил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
Кончается быль эта старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

С этой историей случилась история. Рассказанная Степаном Ивановичем Курочкой из Гадяча, она была списана в тетрадку, тетрадка положена в маленький столик и оттуда частью потаскана пасичниковой жинкою на пирожки. Так что конец ее отсутствует. При желании, впрочем, всегда можно спросить у самого Степана Ивановича, и для удобства подробное описание его прилагается.
Иван Федорович Шпонька, живущий ныне на хуторе своём Вытребеньках, в школе отличался прилежанием и не задирал товарищей. Благонравием своим он привлёк внимание даже страшного учителя латинского языка и был произведён им в аудиторы, чем, впрочем, не избег неприятного происшествия, в результате коего был бит по рукам тем же учителем и сохранил в душе своей робость настолько, что никогда не имел желания идти в штатскую службу. Посему, спустя два года после известия о смерти батюшки, он вступил в  пехотный полк, который, хоть и стоял по деревням, не уступал иным кавалерийским; к примеру, несколько человек в нем танцевали мазурку, а двое из офицеров играли в банк. Иван Федорович, впрочем, держался особняком, предпочитая чистить пуговицы, читать гадательную книгу и ставить мышеловки по углам. За исправность, спустя одиннадцать лет по получении прапорщика, он был произведён в подпоручики. Умерла его матушка, имением занялась тётушка, а Иван Федорович все служил. Наконец он получил от тётушки письмо, в коем, сетуя на старость и немощь, она просила его взять хозяйство на себя. Иван Федорович получил отставку с чином поручика и нанял кибитку от Могилева до Гадяча.
В дороге, занявшей две с небольшим недели, «ничего не случилось слишком замечательного», и только уж в трактире близ Гадяча с ним свёл знакомство Григорий Григорьевич Сторченко, сказавшийся соседом из села Хортыше и называвшим непременно в гости. Вскоре после сего происшествия Иван Федорович уже дома, в объятиях тётушки Василисы Кашпоровны, чья дородность и исполинский рост не слишком соответствуют жалобам ее в письме. Тётушка исправно ведёт хозяйство, а племянник неотлучно бывает в поле при жнецах и косарях и так, бывало, пленяется красотами природы, что забывает отведать любимых своих галушек. Меж делом тётушка замечает, что вся земля за их хутором, и само село Хортыше, записана бывшим хозяином Степаном Кузьмичом на Ивана Федоровича (тому причиной, что он наведывался к матушке Ивана Федоровича задолго до его рождения) , есть где-то и дарственная, — вот за ней-то и едет в Хортыше Иван Федорович и встречает там знакомца своего Сторченка,
Хлебосольный хозяин запирает ворота, распрягает коней Ивана Федоровича, но при словах о дарственной внезапно глохнет и поминает таракана, что сидел некогда у него в ухе. Он уверяет, что дарственной никакой нет и не было и, представив его матушке с сёстрами, влечёт Ивана Федоровича к столу, где тот знакомится с Иваном Ивановичем, голова которого сидит в высоком воротнике, «как будто в бричке». Во время обеда гостя потчуют индейкою с таким усердием, что официант принуждён стать на колени, умоляя его «взять стегнушко». После обеда грозный хозяин отправляется вздремнуть, и оживлённая беседа о делании пастилы, сушении груш, об огурцах и посеве картофеля занимает все общество, и даже две барышни, сестры Сторченки, принимают в ней участие. Вернувшись, Иван Федорович пересказывает тётушке своё приключение, и, крайне раздосадованная увёртливостью соседа, при упоминании барышень (а особливо белокурой) она одушевляется новым замыслом. Думая о племяннике «ще молода дытына», она уж мысленно нянчит внучат и впадает в совершенную рассеянную мечтательность. Наконец они собираются к соседу вместе. Заведя разговор о гречихе и уведя старушку, она оставляет Ивана Федоровича с барышней наедине. Обменявшись, после долгого молчания, соображениями относительно числа мух летом, оба умолкают безнадёжно, и заведённая тётушкой на возвратном пути речь о необходимости женитьбы необычайно смущает Ивана Федоровича. Ему снятся чудные сны: жена с гусиным лицом, и не одна, а несколько, в шляпе жена, в кармане жена, в ухе жена, жена, подымающая его на колокольню, поскольку он колокол, жена, что вовсе не человек, а модная материя («возьмите жены  из неё все теперь шьют себе сюртуки»). Гадательная книга ничем не может помочь оробевшему Ивану Федоровичу, а у тётушки уж «созрел совершенно новый замысел», которого нам не суждено узнать, поскольку рукопись здесь обрывается.
    
Быль эта относится ко времени, когда рассказчик был ещё дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трёх ещё сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошёл разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей повеселили, да недолго терпел, сам пошёл. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошёл до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. Уж и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все  понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашёл в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонёк, и другой чуть дальше. Клад! — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.
На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошёл ближе к гумну — пропала голубятня. А тут начался дождик, и дед, так и не нашёд места, прибежал с бранью обратно. Назавтра  к вечеру пошёл он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашёл котёл. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котёл, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котёл и кинулся бежать.
Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползёт: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в неё помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котёл, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнём, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».
Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы[5][6]. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Мне понравился этот рассказ потому что в нём много интересных приключений.











   

















     

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Интересные факты о Короленко

Михаил Булгаков, Записи юного врача

10 фаутов о С. Есенине